ПАМЯТКА НАРОДНОМУ ДРУЖИННИКУ

17 мая 2022

Общественные объединения правоохранительной направленности

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Закон Московской области от 21.01.2015 №2/2015-ОЗ «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Московской области», Регламент взаимодействия территориальных органов внутренних дел с народными дружинами от 2017 года, муниципальные нормативные правовые акты.

Основными направлениями взаимодействия территориальных органов внутренних дел (полиции) с народными дружинами в решении задач по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений является содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка, активное участие в профилактике, предупреждении и пресечении правонарушений.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе следующих принципов: добровольности, законности, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина, права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

1. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Народные дружинники могут привлекаться к непосредственному участию в охране общественного порядка только совместно с сотрудником органов внутренних дел или иных правоохранительных органов.

2. Права народных дружинников по охране общественного порядка:

- требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

- принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

- оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

- применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ-2014 «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

- осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом №44-ФЗ -2014 «Об участии граждан в охране общественного порядка», другими федеральными законами.

Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

3. Обязанности народных дружинников при участии в охране общественного порядка:

- знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

- при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

- соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

- принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

- выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

- оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

- иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

4. Ограничения, связанные с участием в охране общественного порядка:

Дружинники, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

Участие дружинников в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

5. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы:

- народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

- перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц;

- народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия;

- народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления;

- народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок;

- о применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

- народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, непосредственно угрожающих им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, в пределах установленных законодательством Российской Федерации, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

6. Ответственность народных дружинников:

За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Регламент взаимодействия территориальных органов внутренних дел (полиции) с народными дружинами:

На инструктаже, проводимом перед началом дежурства, доводится информация о складывающейся оперативной обстановке на территории обслуживания, ориентировки, обязанности и права народного дружинника, ставятся задачи по маршрутам патрулирования, доводятся адреса проживания граждан и неблагополучных семей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.

Профилактические мероприятия в жилом секторе проводятся совместно с сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками муниципальных учреждений правоохранительной направленности, социальными работниками, работниками учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, по делам молодежи. Письменная информация о результатах работы народных дружинников направляется начальнику органа внутренних дел.

8. Осуществление контроля за деятельностью народных дружинников при участии в мероприятиях по охране общественного порядка:

Командир народной дружины ежедневно прибывает в территориальный орган внутренних дел (полиции), обеспечивает сбор прибывших на дежурство народных дружинников, представление дежурного наряда народных дружинников ответственному должностному лицу территориального органа внутренних дел (полиции) для проведения инструктажа. До окончания своего рабочего времени контролирует дежурство народных дружинников непосредственно на объектах и маршрутах патрулирования. Руководство работой народных дружинников на объектах и маршрутах патрулирования осуществляют сотрудники органа внутренних дел (полиции), в распоряжение которых направляются народные дружинники.

Детальное описание: 

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Закон Московской области от 21.01.2015 №2/2015-ОЗ «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Московской области», Регламент взаимодействия территориальных органов внутренних дел с народными дружинами от 2017 года, муниципальные нормативные правовые акты.

Основными направлениями взаимодействия территориальных органов внутренних дел (полиции) с народными дружинами в решении задач по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений является содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка, активное участие в профилактике, предупреждении и пресечении правонарушений.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе следующих принципов: добровольности, законности, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина, права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

1. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Народные дружинники могут привлекаться к непосредственному участию в охране общественного порядка только совместно с сотрудником органов внутренних дел или иных правоохранительных органов.

2. Права народных дружинников по охране общественного порядка:

- требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

- принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

- оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

- применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ-2014 «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

- осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом №44-ФЗ -2014 «Об участии граждан в охране общественного порядка», другими федеральными законами.

Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

3. Обязанности народных дружинников при участии в охране общественного порядка:

- знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

- при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

- соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

- принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

- выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

- оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

- иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

4. Ограничения, связанные с участием в охране общественного порядка:

Дружинники, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

Участие дружинников в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

5. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы:

- народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

- перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц;

- народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия;

- народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления;

- народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок;

- о применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

- народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, непосредственно угрожающих им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, в пределах установленных законодательством Российской Федерации, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

6. Ответственность народных дружинников:

За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Регламент взаимодействия территориальных органов внутренних дел (полиции) с народными дружинами:

На инструктаже, проводимом перед началом дежурства, доводится информация о складывающейся оперативной обстановке на территории обслуживания, ориентировки, обязанности и права народного дружинника, ставятся задачи по маршрутам патрулирования, доводятся адреса проживания граждан и неблагополучных семей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.

Профилактические мероприятия в жилом секторе проводятся совместно с сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками муниципальных учреждений правоохранительной направленности, социальными работниками, работниками учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, по делам молодежи. Письменная информация о результатах работы народных дружинников направляется начальнику органа внутренних дел.

8. Осуществление контроля за деятельностью народных дружинников при участии в мероприятиях по охране общественного порядка:

Командир народной дружины ежедневно прибывает в территориальный орган внутренних дел (полиции), обеспечивает сбор прибывших на дежурство народных дружинников, представление дежурного наряда народных дружинников ответственному должностному лицу территориального органа внутренних дел (полиции) для проведения инструктажа. До окончания своего рабочего времени контролирует дежурство народных дружинников непосредственно на объектах и маршрутах патрулирования. Руководство работой народных дружинников на объектах и маршрутах патрулирования осуществляют сотрудники органа внутренних дел (полиции), в распоряжение которых направляются народные дружинники.

Детальная картинка: