Информация Государственной инспекции труда в Московской области об электронных сервисах, доступных работникам и работодателям

6 апреля 2021

Занятость и охрана труда

Государственная инспекция труда в Московской области, руководствуясь положениями пункта 2.1.2 раздела 2 Соглашения о взаимодействии между Министерством социального развития Московской области и Государственной инспекции труда в Московской области по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда от 23.10.2019 г., в части предоставления официальной информации, и Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Московской области, утвержденным приказом Роструда от 31.03.2017 г. № 233, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность на территории Московской области, органами исполнительной власти Московской области, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Государственной инспекцией труда в Московской области в целях пропаганды безопасности на производстве, сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности реализуется Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по труду и занятости при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2021 год, утвержденная приказом Роструда от 18.12.2020 г. № 250.

Одними из условий предотвращения и сокращения числа нарушений трудового законодательства, повышения эффективности организации труда являются:

- актуализация общедоступного исчерпывающего перечня обязательных требований трудового законодательства, соблюдение которых проверяется в ходе надзорных мероприятий;

- актуализация методических материалов для работодателей по самообследованию на предмет соблюдения обязательных требований трудового законодательства;

- тиражирование памяток по трудовым правам и обязанностям работника, информационного справочника «Библиотека трудовых ситуаций» для работников;

- обеспечение информационного доступа к системе обязательных требований трудового законодательства, внедрение механизмов их интерактивного обсуждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством электронного сервиса онлайнинспекция.РФ. Данный сервис предоставляет работодателям и работникам возможность ознакомиться с простым и понятным перечнем базовых требований трудового законодательства, а также увидеть, на основании каких нормативных правовых актов осуществляется прием на работу, изменение трудового договора, прекращение трудового договора (увольнение), защита персональных данных, регламентируется рабочее время и время отдыха, производится оплата труда, предоставляются гарантии и компенсации, определяется ответственность сторон трудового договора, обеспечивается безопасность и охрана труда, деятельность первичных профсоюзных организаций, защита трудовых прав работников.

Сервис «Трудовой навигатор» содержит пошаговые схемы разрешения проблемных ситуаций в области трудовых отношений. Инструкции предлагают как рекомендации по самостоятельному решению проблемы, так и варианты решения проблемы с помощью государственных органов. Каждая инструкция сопровождается набором образцов необходимых документов. Предлагаемый сервисом набор инструкций, охватывает наиболее распространенные проблемные ситуации при приеме на работу, изменении условий труда, увольнении, по соблюдению режима рабочего времени и времени отдыха, привлечению работника к дисциплинарной и материальной ответственности, по охране труда и условиям труда отдельных категорий работников.

Сервис «Электронный инспектор труда» предлагает работодателям уникальную возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. Электронный инспектор труда позволяет взглянуть на оформление и содержание документов глазами настоящего государственного инспектора труда. Для проведения самопроверки в настоящее время доступно 125 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, включая вопросы охраны труда. Наряду с этим, сервис Электронный инспектор труда предлагает пользователям ознакомиться с памятками по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющим требования трудового законодательства Российской Федерации и содержащим рекомендации по его применению для решения наиболее распространенных трудовых ситуаций.

Система обеспечивает пользователей - работников и работодателей - постоянным и удобным каналом для направления обращений в государственные инспекции труда в целях защиты трудовых прав и законных интересов; создаёт условия для формирования в хозяйствующих субъектах системы внутреннего контроля за соблюдением законодательства о труде; обеспечивает доступность и понятность требований трудового законодательства, разъяснений и инструкций по исполнению данных требований.

В 2020 году продолжались работы по развитию Системы, проводятся работы по развитию программного модуля сервиса «Перечень требований трудового законодательства», создаётся программный модуль сервиса «Электронная проверка», ведётся развитие программного модуля сервиса «Личные кабинеты работников и работодателей».

Реализация указанных мероприятий обеспечит пользователей Системы дополнительными инструментами взаимодействия.

Доработка программного модуля сервиса «Перечень требований трудового законодательства» обеспечит администраторов Системы возможностью размещать в статьях требований трудового законодательства сведения о возможных нарушениях, характере таких нарушений и возможном источнике, а пользователей Системы - доступом к указанной информации.

Программный модуль «Электронная проверка» обеспечит пользователям получение, отображение и возможность скачивания электронных документов, задействованных в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий государственной инспекцией труда.

Развитие программного модуля сервиса «Личные кабинеты работников и работодателей» расширяет функционал личных кабинетов, доступных пользователям Системы. После реализации данной доработки работодателям, зарегистрированным в Системе, будет доступна информация о присвоенных организации категории риска, в т.ч. наименование категории, числовое значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, наименование и числовые значения показателей, на основании которых произведен расчет показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.

С 01.10.2021 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях».

С 01.01.2020 г. вступили в силу Федеральный закон от 16.12.2019 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон от 16.12.2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде».

Начиная с 2020 года трудовые книжки заменяются электронными. Сведения о трудовом стаже работников, пожелавших сохранить трудовые книжки, дублируются в электронном виде Пенсионным фондом России. Документы предусматривают возможность сбора информации в электронном виде о трудовой деятельности и трудовом стаже работников, включая замещаемые должности, переводы на другую работу, увольнение и прекращение трудового договора, которые работодатель ежемесячно передает в Пенсионный фонд России.

В случае, если работнику понадобятся указанные сведения, то он сможет запросить их у работодателя по последнему месту работы, в многофункциональном центре, в Пенсионном фонде России или в личном кабинете на портале государственных услуг.

Для работников, впервые начавших трудовую деятельность с 01.01.2021 года сведения об их трудовой деятельности будут храниться только в электронном виде. Вся информация будет учитываться в существующей системе персонифицированного учёта Пенсионного фонда России. У работников будет возможность ознакомиться через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России обо всех изменениях, которые работодатели вносят в их электронные трудовые книжки. При внесении неполной или недостоверной информации, работник обязан написать заявление работодателю, который обязан внести изменения.

Государственной инспекцией труда осуществляется мониторинг соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан предпенсионного возраста.

В Государственной инспекции труда определены ответственные сотрудники за обеспечением контроля за рассмотрением обращений работников предпенсионного возраста, организована работа «горячей линии» для граждан предпенсионного возраста по вопросам соблюдения их трудовых прав.

Наступление предпенсионного возраста не может служить причиной для установления ограничений при приёме на работу и других ограничений граждан в сфере труда согласно абзацу третьему статьи 2 и абзацу второму статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации.

В целях недопущения дискриминации на рынке труда абзацем первым пункта 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлен запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости возраста, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Федеральным законом от 02.12.2019 г. № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику» предусмотрено право государственного инспектора труда принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 Трудового кодекса РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 г. № 1914 в пункт 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 г. № 875, были внесены соответствующие изменения, предусматривающие, что при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда пользуются правами, предусмотренными ст. 357 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации право работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы обеспечено государственной гарантией, в том числе реализуемой посредством государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Подобная защита трудовых прав работников соответствует положениям Конвенции Международной организации труда № 95 относительно защиты заработной платы 1949 года, предусматривающим приоритетный порядок охраны заработной платы работника.

Вместе с тем, в целях обеспечения дополнительных гарантий по восстановлению нарушенных трудовых прав работников, в том числе понуждения работодателя к их восстановлению, Федеральным законом от 02.12.2019 г. № 393-ФЗ наделил государственного инспектора труда полномочием принимать меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате выявленной в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, задолженности по начисленным, но не выплаченным работнику заработной платы и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.

Реализация данного полномочия возможна только в случае неисполнения работодателем в срок ранее выданного в отношении его государственным инспектором труда предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Решение государственного инспектора труда по указанному вопросу оформляется в виде исполнительного документа в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве» и направляется в установленном порядке для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Предусмотренные изменения учитывают практику правоприменения норм трудового законодательства в части реализации работниками права на обращение в государственную инспекцию труда в целях защиты своих трудовых прав и развивают механизмы такой защиты, а также создают дополнительные к судебным процедурам возможности для погашения перед работниками долгов по заработной плате и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.

Описание для анонса: 

Детальное описание: 

Государственная инспекция труда в Московской области, руководствуясь положениями пункта 2.1.2 раздела 2 Соглашения о взаимодействии между Министерством социального развития Московской области и Государственной инспекции труда в Московской области по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда от 23.10.2019 г., в части предоставления официальной информации, и Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Московской области, утвержденным приказом Роструда от 31.03.2017 г. № 233, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность на территории Московской области, органами исполнительной власти Московской области, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Государственной инспекцией труда в Московской области в целях пропаганды безопасности на производстве, сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности реализуется Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по труду и занятости при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2021 год, утвержденная приказом Роструда от 18.12.2020 г. № 250.

Одними из условий предотвращения и сокращения числа нарушений трудового законодательства, повышения эффективности организации труда являются:

- актуализация общедоступного исчерпывающего перечня обязательных требований трудового законодательства, соблюдение которых проверяется в ходе надзорных мероприятий;

- актуализация методических материалов для работодателей по самообследованию на предмет соблюдения обязательных требований трудового законодательства;

- тиражирование памяток по трудовым правам и обязанностям работника, информационного справочника «Библиотека трудовых ситуаций» для работников;

- обеспечение информационного доступа к системе обязательных требований трудового законодательства, внедрение механизмов их интерактивного обсуждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством электронного сервиса онлайнинспекция.РФ. Данный сервис предоставляет работодателям и работникам возможность ознакомиться с простым и понятным перечнем базовых требований трудового законодательства, а также увидеть, на основании каких нормативных правовых актов осуществляется прием на работу, изменение трудового договора, прекращение трудового договора (увольнение), защита персональных данных, регламентируется рабочее время и время отдыха, производится оплата труда, предоставляются гарантии и компенсации, определяется ответственность сторон трудового договора, обеспечивается безопасность и охрана труда, деятельность первичных профсоюзных организаций, защита трудовых прав работников.

Сервис «Трудовой навигатор» содержит пошаговые схемы разрешения проблемных ситуаций в области трудовых отношений. Инструкции предлагают как рекомендации по самостоятельному решению проблемы, так и варианты решения проблемы с помощью государственных органов. Каждая инструкция сопровождается набором образцов необходимых документов. Предлагаемый сервисом набор инструкций, охватывает наиболее распространенные проблемные ситуации при приеме на работу, изменении условий труда, увольнении, по соблюдению режима рабочего времени и времени отдыха, привлечению работника к дисциплинарной и материальной ответственности, по охране труда и условиям труда отдельных категорий работников.

Сервис «Электронный инспектор труда» предлагает работодателям уникальную возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. Электронный инспектор труда позволяет взглянуть на оформление и содержание документов глазами настоящего государственного инспектора труда. Для проведения самопроверки в настоящее время доступно 125 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, включая вопросы охраны труда. Наряду с этим, сервис Электронный инспектор труда предлагает пользователям ознакомиться с памятками по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющим требования трудового законодательства Российской Федерации и содержащим рекомендации по его применению для решения наиболее распространенных трудовых ситуаций.

Система обеспечивает пользователей - работников и работодателей - постоянным и удобным каналом для направления обращений в государственные инспекции труда в целях защиты трудовых прав и законных интересов; создаёт условия для формирования в хозяйствующих субъектах системы внутреннего контроля за соблюдением законодательства о труде; обеспечивает доступность и понятность требований трудового законодательства, разъяснений и инструкций по исполнению данных требований.

В 2020 году продолжались работы по развитию Системы, проводятся работы по развитию программного модуля сервиса «Перечень требований трудового законодательства», создаётся программный модуль сервиса «Электронная проверка», ведётся развитие программного модуля сервиса «Личные кабинеты работников и работодателей».

Реализация указанных мероприятий обеспечит пользователей Системы дополнительными инструментами взаимодействия.

Доработка программного модуля сервиса «Перечень требований трудового законодательства» обеспечит администраторов Системы возможностью размещать в статьях требований трудового законодательства сведения о возможных нарушениях, характере таких нарушений и возможном источнике, а пользователей Системы - доступом к указанной информации.

Программный модуль «Электронная проверка» обеспечит пользователям получение, отображение и возможность скачивания электронных документов, задействованных в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий государственной инспекцией труда.

Развитие программного модуля сервиса «Личные кабинеты работников и работодателей» расширяет функционал личных кабинетов, доступных пользователям Системы. После реализации данной доработки работодателям, зарегистрированным в Системе, будет доступна информация о присвоенных организации категории риска, в т.ч. наименование категории, числовое значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, наименование и числовые значения показателей, на основании которых произведен расчет показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.

С 01.10.2021 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях».

С 01.01.2020 г. вступили в силу Федеральный закон от 16.12.2019 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон от 16.12.2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде».

Начиная с 2020 года трудовые книжки заменяются электронными. Сведения о трудовом стаже работников, пожелавших сохранить трудовые книжки, дублируются в электронном виде Пенсионным фондом России. Документы предусматривают возможность сбора информации в электронном виде о трудовой деятельности и трудовом стаже работников, включая замещаемые должности, переводы на другую работу, увольнение и прекращение трудового договора, которые работодатель ежемесячно передает в Пенсионный фонд России.

В случае, если работнику понадобятся указанные сведения, то он сможет запросить их у работодателя по последнему месту работы, в многофункциональном центре, в Пенсионном фонде России или в личном кабинете на портале государственных услуг.

Для работников, впервые начавших трудовую деятельность с 01.01.2021 года сведения об их трудовой деятельности будут храниться только в электронном виде. Вся информация будет учитываться в существующей системе персонифицированного учёта Пенсионного фонда России. У работников будет возможность ознакомиться через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России обо всех изменениях, которые работодатели вносят в их электронные трудовые книжки. При внесении неполной или недостоверной информации, работник обязан написать заявление работодателю, который обязан внести изменения.

Государственной инспекцией труда осуществляется мониторинг соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан предпенсионного возраста.

В Государственной инспекции труда определены ответственные сотрудники за обеспечением контроля за рассмотрением обращений работников предпенсионного возраста, организована работа «горячей линии» для граждан предпенсионного возраста по вопросам соблюдения их трудовых прав.

Наступление предпенсионного возраста не может служить причиной для установления ограничений при приёме на работу и других ограничений граждан в сфере труда согласно абзацу третьему статьи 2 и абзацу второму статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации.

В целях недопущения дискриминации на рынке труда абзацем первым пункта 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлен запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости возраста, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Федеральным законом от 02.12.2019 г. № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику» предусмотрено право государственного инспектора труда принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 Трудового кодекса РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 г. № 1914 в пункт 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 г. № 875, были внесены соответствующие изменения, предусматривающие, что при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда пользуются правами, предусмотренными ст. 357 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации право работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы обеспечено государственной гарантией, в том числе реализуемой посредством государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Подобная защита трудовых прав работников соответствует положениям Конвенции Международной организации труда № 95 относительно защиты заработной платы 1949 года, предусматривающим приоритетный порядок охраны заработной платы работника.

Вместе с тем, в целях обеспечения дополнительных гарантий по восстановлению нарушенных трудовых прав работников, в том числе понуждения работодателя к их восстановлению, Федеральным законом от 02.12.2019 г. № 393-ФЗ наделил государственного инспектора труда полномочием принимать меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате выявленной в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, задолженности по начисленным, но не выплаченным работнику заработной платы и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.

Реализация данного полномочия возможна только в случае неисполнения работодателем в срок ранее выданного в отношении его государственным инспектором труда предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Решение государственного инспектора труда по указанному вопросу оформляется в виде исполнительного документа в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве» и направляется в установленном порядке для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Предусмотренные изменения учитывают практику правоприменения норм трудового законодательства в части реализации работниками права на обращение в государственную инспекцию труда в целях защиты своих трудовых прав и развивают механизмы такой защиты, а также создают дополнительные к судебным процедурам возможности для погашения перед работниками долгов по заработной плате и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.

Детальная картинка: 

Начало активности (дата): 06.04.2021 17:47:20

Количество показов: 1503